Читать или скачать книгу

«Наконец, самое главное. Теперь вы знаете, что такое хороший интерфейс — осталось научиться применять это знание на практике. Это не так уж трудно. Всего-то нужно:

- Перед началом разработки в явной форме записать, какие эргономические характеристики важны для этого конкретного интерфейса. А в конце разработки проверить, выполнена ли поставленная задача; если нет — продолжать работу, если да — переходить к чему-то другому.
- Методически задавать себе заранее заготовленные вопросы в определенной последовательности. Вопросы эти приходят из перечисленных мной ранее концепций качества интерфейсов. Например, из концепции показателей Шнейдермана приходят первые три:

1. Можно ли ускорить взаимодействие пользователя с этим интерфейсом?
2. Где в этом интерфейсе места, которые могут продуцировать человеческие ошибки? Можно ли изменить эти фрагменты?
3. Что в этом интерфейсе не способствует обучению? Что пользователю нужно знать, чтобы успешно взаимодействовать с этим интерфейсом? Есть ли в этом перечне что-то, чего сам интерфейс не сообщает пользователю?

Эти три вопроса нужно задавать себе по очереди. Если после ответов видно, что интерфейс надо менять, остальные вопросы нужно задать себе снова после переделки. Если на все три вопроса удалось дать отрицательный ответ, переходим к следующей порции вопросов из остальных концепций качества:

4. Известно ли мне о пользователях что-нибудь, что делает этот интерфейс плохим?
5. Удовлетворяет ли этот интерфейс все известные мне мотивы пользователей?
6. Совместим ли этот интерфейс со средой, в которой работают пользователи?
7. Если и по этим вопросам всё хорошо, переходим к проверке, как выполняются в интерфейсе задачи пользователей. Соответственно, этот вопрос звучит как «Есть ли задачи, которые неэффективно отрабатываются интерфейсом?». Как правило, достаточно проговорить вслух (а ещё лучше написать), как в этом интерфейсе пользователь выполняет все свои задачи (лучше всего писать о себе, а не о абстрактном пользователе, например «Из меню Документ я открываю окно настроек зета-преобразования, ввожу значение 40 в поле Количество человеков, затем открываю...»). Как правило, такая проверка выявляет множество несоответствий или попросту пропущенных кусков.

Если это произошло, возвращаемся к самому первому вопросу. Если нет, задаем себе последний вопрос:

8 Сексуален ли этот интерфейс и можно ли его сделать ещё сексуальнее?

Как видите, вопросов всего восемь и в них нет ничего особо страшного. Есть только одна хитрость: у любого продукта много функций и, соответственно, цельных «кусков» интерфейса. Очевидно, что вопросов можно сформулировать и больше. Я и сам пробовал пользоваться бóльшим набором вопросов, но мне не понравилось. Например, у обычного Блокнота из Windows — на что уж малюсенькая программулька — пять уникальных функций, не считая стандартной функциональности программ Windows:

- функция — вставка времени и даты
- функция — переход на строку по её номеру
- настройка — переносить ли слова на новую строку
- настройка — показывать или не показывать строку статуса окна
- настройки — как показывать текст (выбор шрифта, кегля и т.п.)»

Поделиться