Джош Вайцкин с малых лет был чемпионом США по шахматам, а во взрослом возрасте стал и чемпионом по боевому искусству тайцзицюань. Он побеждает, так как умеет учиться. Поэтому мы делимся с вами его правилами и открытиями.

Вайцкин написал книгу «Искусство учиться», основываясь в первую очередь на своем опыте (хотя иногда обращается в ней и к чужим биографиям). Я переформулировал часть её тезисов максимально кратко — они выделены жирным. Каждый тезис сопровождается подходящей цитатой из книги.

Для кого эта книга и эта подборка? Для всех, кто хочет развиваться, и не хочет оставаться на месте». А также для родителей — о том, как их детям лучше учиться, Вайцкин говорит достаточно много.

Запомните

1. Вера в себя и вера в cвои сильные стороны — совсем не одно и то же.

«Дети, которых родители или учителя научили мыслить в духе теории заданности, склонны использовать такие обороты, как «у меня к этому талант», и приписывать успех или провал врожденным, не поддающимся развитию способностям. Они считают свои способности к тому или иному виду деятельности или науке заданной и неизменной величиной. Дети, наученные мыслить в духе теории приращения, используют другой подход ― назовем их сторонниками теории обучения. Они склонны высказываться примерно так: «Я это усвоил, потому что упорно трудился» или «Мне следовало приложить больше стараний». Ребенок, воспитываемый в духе этой теории, считает, что при условии упорного труда можно освоить даже трудный материал, что, шаг за шагом приращивая свои знания, новичок может достичь уровня мастера».

Сцена из биографического фильма о маленьком Джоше «В поисках Бобби Фишера» (снят по книге Вайцкина-старшего)

2. Перфекционизм ограничивает вас и вредит вам сильнее, чем кажется.

«По сути дела, наиболее способные дети больше всего страдают от чувства беспомощности, поскольку им необходимо поддерживать свой перфекционистский имидж и добиваться результата, а в ситуации вызова очень легко потерпеть поражение».

3. Ошибки — наши друзья.

«Музыканты, актеры, атлеты, философы, ученые, писатели понимают, что великие произведения иногда рождаются из небольших ошибок. Проблемы появляются скорее тогда, когда артист стремится создать безупречно совершенное произведение или копирует чужое».

4. Помните: проигрыш можно рассматривать как инвестицию, даже если вам тяжело проигрывать.

«В определенных конкурентных сферах, например на работе, редко бывают недели, когда результаты нашего труда не имеют значения. Точно так же несложно усвоить образ мысли новичка и стремиться инвестировать в проигрыш, если вы и в самом деле новичок. Но намного тяжелее демонстрировать смирение и открытость к усвоению нового, если за вами наблюдают зрители и ожидают от вас результата».

5. Используйте оптимизм и «детское» поведение.

«Ключевым аспектом высокоэффективного обучения является способность воспитать в себе оптимистическую компетентность, которая с успехом заменяет игривую беспечность в старшем возрасте. Моя шахматная карьера заканчивалась на вибрирующем канате над пылающими огнями; но со временем с помощью разнообразных способов мне удалось снова найти баланс между амбициями и искусством, дающими свободу творить с непосредственностью ребенка даже под огромным моральным давлением участия в мировом чемпионате. Это умение становиться в чем-то ребенком лежит в основе моего понимания успеха».

6. Занимайтесь тем, что вам нравится.

«Мое понимание процесса обучения сводилось к тому, что следует найти отклик в сердце для того, что изучаешь, а уже после этого изучать технические аспекты».

7. Выделяйте ключевые «приемы» в своей деятельности и осваивайте их как можно глубже.

«На самый верх люди взбираются не благодаря знанию секретных приемов, а скорее благодаря совершенному владению их базовым набором. Глубина всегда побеждает широту охвата, поскольку открывает путь для нематериальных, бессознательных, творческих составляющих нашего скрытого потенциала».

8. Погружаясь в «предмет» глубже, мы приучаемся управляться со всё более масштабными комбинациями знаний и навыков.

«Проще всего разобраться в этом вопросе, исходя из таких понятий, как пакетирование информации и нейронный проводящий путь. Пакетирование информации ― это способность мозга объединять большие объемы информации в своеобразные пакеты в соответствии с определенными моделями или принципами, свойственными данному виду деятельности. Пакетирование связано со способностью человеческого мозга обрабатывать большой объем информации, находить критерий систематизации и логическую нить, а затем структурировать в один ментальный файл, который можно обрабатывать как единый блок информации. Под нейронным проводящим путем я понимаю процесс создания пакетов и управления ими в рамках единой системы».

9. Но учиться можно и на материале всей «внерабочей» жизни.

«Если вы действительно хотите достичь совершенства, могу порекомендовать вам использовать режим чередования нагрузок и восстановления во всех аспектах жизни. По правде говоря, именно на этом основан мой подход к обучению ― на разрушении искусственных барьеров между различными видами деятельности и обобщении опыта, полученного в каждом из них».

10. Вызывать у себя озарения «как только потребуется» — возможно.

«В главе «Зона комфорта» я говорил, что, учась справляться с неконтролируемыми обстоятельствами, эффективный спортсмен проходит три этапа. Первый состоит в том, что надо привыкнуть к несовершенству мира. Я упоминал о полоске травы, клонящейся под ураганным ветром, в противоположность хрупким прутьям, сломанным тем же ураганом. На втором этапе мастер боевых искусств учится использовать это несовершенство к своей выгоде ― например, размышлять под грохот музыки или использовать землетрясение для прозрения. На третьем этапе, относящемся больше к психологии деятельности, следует научиться связывать поток сознания и небольшие толчки, побуждающие нас развиваться, независимо от того, вдохновляют ли на это обстоятельства.

Если сначала мне требовалось не меньше, чем землетрясение или сломанная рука, чтобы добиться ясности мысли, теперь хотелось бы научиться достигать того же результата ежедневно без особых потрясений.

Иными словами, я понял, что озарение возможно, и теперь хотел постоянно достигать его, но желательно не ломать при этом кости каждый раз, когда потребуется максимально использовать потенциал своего мозга».

11. «Быть лучшим» — лишь одна из опций, и она требует рисковать.

«Из богатого опыта участия в соревнованиях я вынес убежденность в том, что существуют четкие различия между тем, что требуется для того, чтобы выступать на мало-мальски пристойном уровне, по-настоящему хорошем уровне, стать одним из лучших и стать первым. Если я хочу быть лучшим, то должен рисковать тогда, когда другие избегают риска, извлекать уроки и учиться в любой ситуации использовать неблагоприятную ситуацию к своей выгоде».

12. Мы постоянно соревнуемся с другими людьми.

«Психологическая борьба находится в центре практически любого игрового вида деятельности (термин игровой я использую в данном случае в самом широком смысле слова). Например, продавец автомобилей и потенциальный покупатель ― тоже соперники в определенном смысле слова. Если два прекрасно подготовленных человека вступают в противоборство в любой сфере деятельности, каждый из них стремится разгадать мысли другого».

13. Будьте сосредоточенным, поддерживайте управляемое напряжение. Это — путь к победам.

«Я годами работал над поддержанием напряжения по собственной воле, учась примиряться с растущим прессингом и сохранять при этом игровой тонус. Впоследствии, уже как мастер боевых искусств, я использовал результаты этих усилий, заставляя соперников взрываться от ментального напряжения благодаря тому, что мой собственный «порог чувствительности» был уже намного выше. В любом виде деятельности способность сохранять ясную голову, вовлеченность, спокойствие «под огнем» ― это именно то, что отличает лучшего из лучших от посредственного специалиста. Во время соревнования динамика достаточно очевидна. Если один из соперников неизменно сосредоточен, тогда как второго разрывают на части внутренние противоречия, исход поединка очевиден.

Жертва теряет способность ясно мыслить и совершает ошибки одну за другой, а хищник в это время нацелен на одно ― на убийство.

Эта проблема присутствует и в том случае, если речь идет об индивидуальных по своей сути занятиях, таких как писательский труд, живопись, наука или обучение, ― правда, проявляется несколько иначе. При отсутствии постоянного внешнего воздействия нам приходится самим следить за собственными действиями, и лучший показатель эффективности такого контроля ― степень сосредоточенности».

14. Управляя напряжением, вы управляете и расслаблением. Научитесь вовремя расслабляться.

«Игроки, способные расслабиться в короткие моменты отдыха, почти всегда демонстрируют способность собраться в решающий момент игры». <...> «Я хочу еще раз подчеркнуть, что абсолютно неважно, какое именно занятие помогает вам расслабиться. Принятие ванны, верховые прогулки, плавание в бассейне, прослушивание классической музыки или пение в душе ― любое из них может дать вам чувство максимальной расслабленности и удовлетворенности».

15. И в учебе, и работе есть поведенческие привычки, которые лучше всего подходят именно вам. Осталось их обнаружить.

«Я настоятельно рекомендую вам создать собственный механизм перехода в зону комфорта. Если вы способны контролировать эмоции даже в условиях сильного прессинга, то, скорее всего, быстро поймете, что определенное состояние ума порождает гораздо больше творческих открытий, чем другие. Для одних это чувство счастья, для других ― страха. Каждому свое. Петросян отличался большой гибкостью. Миллер, Эрнандес и Робинсон удачно использовали гнев. Каспаров и Джордан делали ставку на устрашение: они чувствовали вдохновение при виде тревоги соперников. Если вы осознали, к какому типу относитесь, то можно переходить к выработке катализатора, вызывающего прилив вдохновения».

Всё в ваших руках! Учитесь, помогайте учиться другим, а мы постараемся регулярно поставлять вам полезные подсказки — не забудьте подписаться на смартианский facebook.

P.S. Бонус-трек: триллер с ягуаром

Поделиться